Правительство намерено повысить подоходный налог
Бюджеты регионов будут пополняться за счет граждан

Болевая точка | 27.02.2017

Ряд налоговых новаций предлагают правительству Минфин и Минэкономразвития РФ. Согласно одному из вариантов, НДФЛ могут повысить до 15%. Повышение компенсируется снижением нагрузки на работодателей — с 30 до 21% ставки страховых взносов. Другой вариант - одновременно с повышением НДФЛ ввести вычет и поднять НДС на 3% до 21%.  Ведущий эксперт ЦМАПК Владимир Сальников называет это предложение достаточно странным.

«Прежде всего, это неправильно с точки зрения социальной справедливости. Как известно, у нас высокая дифференциация по доходам. Есть сомнение, насколько легитимно произошло перераспределение доходов после распада СССР, поэтому сейчас, чтобы социально-политическую ситуацию не ухудшать, надо переходить к прогрессивной шкале и облагать налогами только группы населения с высокими доходами».

Эксперт отметил, что прогрессивная шкала положительно воспринимаемая населением, но сделать это непросто, так как у состоятельных граждан есть больше возможностей ухода от налогов. Еще одним варантом пополнения казны мог бы стать налог на наследство.

«Если посмотреть на опыт зарубежных стран, там такой налог — совершенно нормальное явление. Ведь человек получает имущество просто так, не затрачивая никаких усилий», - добавил Сальников.

Ведущий эксперт ЦМАПК Елена Пенухина, комментируя идею повышения НДС до 21%, заявила, что при росте фискальной нагрузки уменьшается прибыль, а налог на прибыль – это основной источник доходов в регионах. А доходную базу региональных бюджетов в нынешней ситуации подрывать нельзя.

«Регионы и так испытывают сложности. Формально они свели бюджет 2016 года с почти нулевым дефицитом (минус два миллиарда рублей — это очень мало). Но это достигнуто за счет того, что им пришлось сильно урезать расходы, в первую очередь — на образование и здравоохранение. Идея с повышением НДФЛ мне нравится именно тем, что это, наоборот, наполнит региональные бюджеты. В этом смысле это хорошая мера».

Еще одно предложение – установить плавающую ставку НДФЛ и дать регионам право самим устанавливать верхнюю границу. Как вариант предлагается и рост НДФЛ до 17% с обязательным налоговым вычетом в размере прожиточного минимума.

Напомним, ранее Минэкономразвития выступило с предложением поднять НДС до 21% с одновременным снижением налогов на фонд оплаты труда до 21%. Эта мера уже обсуждалась в правительстве, в ее результате ожидается прибыль для федерального бюджета в размере 836 млрд руб., снижение ставки соцсборов с ФОТ до совокупного 21% несет потери соцфондов 1944 млрд руб., или 2,11% ВВП. Но 488 млрд руб. в год бюджеты выиграют от отмены порогов по обложению ставок соцвзносами.

Парадоксально, но главный выигрыш в схеме Минэкономики от маневра несет не бизнес, а бюджетная сфера — снижение нагрузки на фонд оплаты труда в госсекторе прогнозируется в 437 млрд руб., или 0,47% ВВП, главные выигрывающие — регионы, которые и платят эти отчисления. В МЭР считают, что в целом от “налогового маневра 21/21” выиграют госсектора — образование и здравоохранение (снижение налоговой нагрузки на 32-33%), госуправление (на 28%), а также сельское хозяйство (снижение налоговой нагрузки на 40%, не теряя ничего даже от роста НДС).