Ретейлеры и поставщики просят передышку от регулирования
Почти три четверти игроков розничного рынка предлагают сделать паузу.

Болевая точка | 04.09.2017

Почти три четверти игроков розничного рынка полагают, что отрасли это необходимо. Рынок только-только адаптировался к новой редакции закона «О торговле», показало исследование центра «Платформа». Игроки российского розничного рынка боятся новых инициатив властей по регулированию отрасли. Идеи нового административного вмешательства вызывают тревогу и у бизнеса, и у населения, говорится в исследовании «Закон о торговле и госрегулирование продовольственного ретейла: промежуточные итоги и развилки», подготовленном центром социального проектирования «Платформа» (центр работает в альянсе с ВЦИОМом) при поддержке Союза потребителей России.

Для исследования «Платформа» провела 30 экспертных интервью среди ретейлеров, поставщиков и общественных организаций. В докладе также использованы данные опроса россиян «ВЦИОМ-Спутник», проведенного по заказу «Платформы». В исследовании приводятся оценки представителей Союза потребителей России, Международной конфедерации обществ потребителей, Союза независимых сетей России, производителей. Мнения экспертов, которые пожелали сохранить анонимность, не процитированы, но учтены в статистике ответов, поясняется в исследовании.

О том, что рынок розничной торговли нуждается в стабильных правилах игры и любые новые поправки рискуют ухудшить ситуацию, заявили более 70% участников опроса. «Частая смена правил приводит к сокращению количества участников, что сказывается на конкуренции», — приводятся в исследовании слова директора Союза независимых сетей России Сергея Кузнецова. Ретейл и большинство поставщиков уже созрели для того, чтобы развиваться в условиях саморегулирования и здоровой конкуренции, согласен представитель ГК «Дикси» Владимир Русанов.

И ретейлеры, и поставщики негативно отнеслись к инициативе искусственно ограничить долю рынка для «федеральных» ретейлеров, которую в июне 2017 года поддержал президент России Владимир Путин. Однако стремление попасть в федеральные сети вынуждает локальных производителей повышать качество своих продуктов. Минпромторг уже выступил против ограничения доли крупных поставщиков.

Все эксперты негативно осприняли законопроект депутатов КПРФ, предложивших ввести государственный контроль за уровнем торговой наценки. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что  такая инициатива — это «шаг к национализации розничных сетей». Кроме того, большинство игроков скептически отнеслись и к идее замглавы комитета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергея Лисовского ограничить график работы крупного сетевого ретейла, чтобы расширить долю малого и среднего бизнеса.

Потребители тоже не поддерживают большинство предложенных в этом году инициатив в области регулирования розничного рынка. «Искусственные ограничения торговых сетей в пользу более мелких форматов противоречат интересам потребителей», — говорится в исследовании. Около 65% опрошенных покупают продукты именно в сетевых магазинах, согласно данным исследования.

Более половины россиян опасаются закрытия магазинов в случае государственного регулирования цен на продовольствие, 28% считают, что в этом случае возникнет продуктовый дефицит. Кроме того, почти 90% потребителей не согласны на снижение качества ради установления более низких цен на продукты первой необходимости. 
Последствия новых обсуждаемых инициатив пока нельзя оценить в полном объеме, считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев. По его словам, рынку необходим как минимум год-полтора, чтобы приспособиться и оценить эффект от вступивших в силу с 1 января 2017 года поправок в закон «О торговле». 

Эти поправки предусматривают ограничение размера вознаграждения торговых сетей, которое они получают от поставщиков, — оно не может превышать 5% от стоимости закупленного товара. В эту сумму должны быть включены рекламные, маркетинговые и логистические услуги по продвижению товара. Ранее законом был ограничен только ретробонус (вознаграждение за объем поставки), который не мог превышать 10% (но сети могли также получать от поставщиков вознаграждение за дополнительные услуги).