Генералам развязали руки
Контракты Минобороны по ГОЗ выведены из-под контроля казначейства

Армия | 07.03.2017

Правительство намерено усилить контроль за сделками по гособоронзаказу, но выведет из-под казначейского контроля контракты по ГОЗ Минобороны. 
Ранее Минфин добивался ужесточения платежной дисциплины оборонного ведомства, однако в новом постановлении правительства хотя и говорится о том, что федеральное казначейство будет вести сопровождение госконтрактов по гособоронзаказу, но вводится ряд ограничений.

Так, в постановлении на официальном портале правовой информации из-под контроля казначейства выведены госконтракты по гособоронзаказу, заключенные Министерством обороны. Также, согласно документу, казначейскому сопровождению не подлежат госконтракты, заключенные при наличии банковского сопровождения, госконтракты по обеспечению органов внешней разведки средствами разведывательной деятельности, ФСБ — аналогично, «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами.

Заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин заявил РБК, что для сделок по ГОЗ характерна низкая платежная дисциплина, есть коррупционные факторы, в то время как система казначейского сопровождения достаточно жесткая, она подразумевает контроль за каждым платежным поручением. Зато освобождение госконтрактов от этого контроля «обеспечит свободу рук». В итоге казначейство и Минфин смогут контролировать движение бюджетных средств по таким контрактам только постфактум, отметил эксперт. Освобождение госконтрактов от контроля казначейства «снизит барьеры для прохождения денег», объясняет он.

Минфин в 2016 году ввел механизм казначейского сопровождения всех госконтрактов, авансирование которых измеряется в размере более 100 млн руб. Этот механизм обязывал всех исполнителей госконтрактов открывать счета в Федеральном казначействе, средства можно было получить только после того, как запрос проверят. Для расходов по гособоронзаказу было сделано исключение, хотя именно с этими расходами у правительства возникает больше всего проблем. 

В ходе подготовки закона о федеральном бюджете на 2017–2019 годы Минфин предложил сократить финансирование военных расходов на 6%. Министр финансов Антон Силуанов, представляя в Госдуме проект бюджета, отметил, что сокращения не коснутся закупок вооружения и военной техники, «несмотря на все сложности». В результате расходы федерального бюджета по направлению «Национальная оборона» на 2017 год снизились до 2,84 трлн руб.

Президент России Владимир Путин, выступая на коллегии ФСБ, призвал «тщательно» отслеживать расходование средств, которые были выделены на гособоронзаказ и на важнейшие инфраструктурные проекты, так как «фактов хищения и нецелевого расходования госсредств по-прежнему много». 

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин предложил ужесточить уголовное наказание за преступления, связанные с хищениями и коррупцией в сфере госзакупок, в том числе в сфере ГОЗ и ОПК. Глава СКР предложил дополнить соответствующий федеральный закон примечанием, где будут определены критерии, при которых государственный заказ считается исполненным надлежащим образом, а любые отклонения от объема и видов работ, предусмотренных контрактом, допускаются только при условии соблюдения предусмотренной законом процедуры.