Россиянам не простят долги даже трехлетней давности
С этих долгов будут брать 13%-ный налог

Ваше право | 20.03.2017

Российские операторы связи уведомили клиентов, что данные о полученных, но не оплаченных услугах отправлены в налоговую и с них придется заплатить подоходный налог. В перспективе к таким должникам смогут применять и другие традиционные ограничения для неплательщиков, включая отказ в выезде за границу. Сдавать должников в инспекцию смогут и банки, и предприятия ЖКХ.

Все чаналось с того, что ПАО «Ростелеком» проинформировало, что с 1 марта 2016 года в связи с изменением федерального законодательства «полученные, но не оплаченные услуги связи по истечении срока давности (от трех лет) признаются получением экономической выгоды пользователем». А оператор связи обязан направлять информацию о таких случаях в налоговые органы. Об этом связисты проинформировали  в сообщении, опубликованном сегодня, 20 марта. 

Итеперь по ст.41 Налогового кодекса с полученной экономической выгоды гражданин должен заплатить подоходный налог (по ставке 13%). Клиенты «ВымпелКома» (бренд «Билайн») получили такое сообщение еще раньше. О том же рассказали РБК и в пресс-службе «МегаФона». Как пояснил РБК представитель «Ростелекома», до 1 марта компания направила налоговикам информацию о списанных в течение прошлого года долгах за услуги связи, признанных безнадежными. Так что, абоненты, задолжавшие компании в 2013 году и не погасившие долг с тех пор, теперь обязаны оплатить с долга подоходный налог.

Поправки в Налоговый кодекс, зафиксировавшие норму, по которой у должника возникает доход и обязанность платить с него налоги с момента списания его непогашенной безнадежной задолженности с баланса организации-кредитора, вступили в силу с 1 января 2016 года. Предоставление сведений о списанной задолженности коснется всех предприятий, которые списывают безнадежные долги, в том числе банков и компаний ЖКХ.

В 2016 году списанная дебиторская задолженность «Ростелекома» составляла 1,2 млрд руб., говорится в отчете компании по МСФО. Этот показатель включает долги не только физических лиц, но также юрлиц и платежи, совершенные в результате мошенничества. По данным отчетности «МегаФона», дебиторская задолженность оператора (включая долги как физических, так и юридических лиц за услуги связи, торговая дебиторская задолженность и расчеты с поставщиками) на конец 2016 года составила 2,778 млрд руб. 

Но самый большой объем задолженности физлиц традиционно формируется за услуги ЖКХ. На конец 2016 года совокупный размер долга за такие услуги составлял более 1 трлн руб., из которых долги населения — порядка 270–275 млрд руб., приводит статистику Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость. Практика передачи долгов столкнется с рядом препятствий, предсказывают юристы, поскольку экономическую выгоду должника нужно еще доказать. Кроме того, администрирование этого налога может оказаться дорогим.