Сети решили штрафовать поставщиков за старые грехи
Штрафы за провинности трехлетней давности достигают миллионов рублей.

Ваше право | 10.04.2017

Крупные российские продовольственные ритейлеры решили взыскивать со своих поставщиков штрафы за нарушения, допущенные в прошлые годы. По закону, они могут делать это в течение трех лет после самого нарушения, несмотря на подписанные с контрагентами акты сверки. 

Поставщики жалуются, что нынешние требования сетей обременительны для их бизнеса. Несколько поставщиков продуктов питания рассказали "Ъ", что ритейлеры начали выставлять им штрафы за нарушения, якобы имевшие место в 2014-2015 годах. То, что такая проблема существует, подтверждается материалами комиссии по применению Кодекса добросовестных практик, с которыми ознакомился "Ъ". В них отмечено, что такую практику используют "Лента", "Магнит", "О`Кей", Globus, ТД "Интерторг" (сети "Народная семья", "Идея", Spar), а исполнение их требований обременительно для бухгалтерии и сложно с точки зрения сверки данных за прошлые периоды.

В Globus и "Ленте" отрицают предъявление штрафов к поставщикам за прошлые годы. Представитель "О'кей" Кирилл Масленцин сообщил, что "претензионная работа всегда велась и ведется компанией в пределах сроков исковой давности" — три года в соответствии с Гражданским кодексом. "Таким образом, могут выставляться штрафы за факты недопоставок, которые имели место ранее, но исключительно в пределах срока исковой давности, что является абсолютно законной и добросовестной практикой",— пояснил он. "Магнит" и "Интерторг" не ответили на запрос "Ъ".

Опрошенные "Ъ" поставщики утверждают, что штрафы за прошедшие периоды выставляет также ГК "Дикси". "Причем у некоторых поставщиков суммарный объем требований равен квартальному товарообороту с сетью, что фактически делает нецелесообразным дальнейшее продолжение сотрудничества",— жалуется один из них.

Другой участник рынка сообщил, что, получив недавно от "Дикси" штраф трехлетней давности, смог разрешить ситуацию после обращения в Ассоциацию компаний розничной торговли. В пресс-службе "Дикси" не отрицают начисление штрафов за прошедшие годы. "Задача штрафов только одна — добиться дисциплины поставок. Эта мера является исключительной",— заявили в компании.

Выставление штрафов за прошедшие периоды не соответствует Кодексу добросовестных практик, так как стороны ежегодно проводят сверки по всем претензиям и штрафам и оформляют это актами об отсутствии взаимных претензий, подчеркивает директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков. По его данным, члены ассоциации также столкнулись с попытками сетей взимать штрафы за прошлые годы.

Исполнительный директор "Рыбного союза" Сергей Гудков отмечает, что пока выставление ритейлерами штрафов двух-трехлетней давности носит единичный характер. Однако, по его словам, одному из членов был выставлен штраф размером в 9-10% от трехлетнего оборота с розничной сетью. "В других случаях штрафы меньше — 2-3%, но все равно выражаются в десятках миллионов рублей",— рассказывает господин Гудков. Он обещает, что если участникам рынка не удастся договориться между собой или на уровне отрасли, последует обращение к регулятору.

Претензии по нарушениям 2014-2015 годов связаны, вероятно, с нежеланием ритейлеров пропускать трехлетний срок исковой давности, в течение которого они вправе требовать выплаты предусмотренных договорами штрафных санкций с поставщиков в судах, считает партнер юридической