Авианауку урезали втрое
Минромторг переводит финансирование авиаотрасли на проектный подход.

Ваше право | 24.08.2017

Это позволит сократить расходы на фундаментальные научные изыскания в три раза, с 191 млрд рублей до 61 млрд рублей, на период до 2025 года. Однако эксперты отмечают, что недофинансирование научной деятельности может привести к технологическому отставанию на горизонте 10–15 лет.
В обновленной госпрограмме «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» произошло сокращение бюджетного финансирования в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» до 61 млрд рублей на 2018–2025 годы. В предыдущей версии этого документа были предусмотрены 191 млрд рублей на это время. Таким образом, произошло более чем трехкратное уменьшение инвестиций в научно-технический задел.

Минпромторг заявляет, что цели госпрограммы остались неизменны, а общие объемы финансирования сохранены на прежнем уровне. Госпрограмма направлена на сохранение статуса России как мировой авиационной державы и обеспечение потребностей в гражданских воздушных судах отечественного производства. Общий объем бюджетных ассигнований составляет 632,5 млрд рублей, а сокращение по научной части чиновники объясняют проектным подходом.

— В связи с тем что финансирование авиационной отрасли переходит на проектный подход, объемы средств, ранее предусмотренные на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках подпрограммы «Авиационная наука и технологии», перераспределены на НИОКР в рамках подпрограмм «Самолетостроение», «Вертолетостроение», «Авиационное двигателестроение», конечной целью которых является создание образца авиационной техники, — заявили «Известиям» в Минпромторге.

По словам представителя министерства, задачи были скорректированы с учетом требований методических указаний по разработке и реализации госпрограмм, утвержденных приказом Минэкономразвития России в 2016 году. В госкорпорации «Ростех» заявили, что поддерживают переход на проектное финансирование авиационной отрасли.

— Такой подход позволит сделать управление инвестициями более эффективным и прозрачным: средства будут направляться на конкретный результат, обозначенный в четком техническом запросе заказчика. Научные работы, оторванные от практического применения, более не будут финансироваться. Также этот подход окажет позитивное влияние на конкуренцию между поставщиками, которые окажутся в условиях соревнований за инвестиции и, соответственно, будут стремиться к созданию лучших решений, — подчеркнул представитель «Ростеха».

Источник, близкий к руководству Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), рассказал «Известиям», что корпорация по-прежнему находится в плотной кооперации с Минпромторгом. При этом в контуре ОАК пока не предусмотрено сокращение финансирования на науку. Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отметил, что приоритеты должны быть выстроены, поскольку сейчас целому ряду проектов не хватает финансирования — в частности, в сфере авиадвигателестроения. Вместе с тем сокращение расходов на научно-исследовательские работы может привести к тому, что через 10–15 лет технологическое отставание России только увеличится.

Все ведущие авиастроительные державы ищут прорывные направления, которые в новом технологическом укладе позволят создавать качественно новую технику. Если мы этим не занимаемся и делаем ставку только на текущие программы, то будем опять догонять. Как в реальности будет организован проектный способ управления авиапромом, пока неизвестно — Минпромторг не сообщил о конкретной методике.